Только сейчас!
Вы можете пройти обязательную перерегистрацию всего за 7 000 р!
Новости
04.10.11

29.09.11

27.09.11

архив новостей
Главная  / В помощь открывающему бизнес  /  Человеческий фактор и безопасность бизнеса

Человеческий фактор и безопасность бизнеса

Предусмотрительный и осторожный человек от параноика отличается, в первую очередь, тем, что осознавая возможные угрозы, здраво оценивает вероятность их реализации и продумывает свои ответные шаги.

Вы — предприниматель. Регистрация фирмы прошла успешно и вместе с планами развития своего дела, Вы пытаетесь подстраховаться от разного рода неприятных ситуаций, которые могут возникнуть в любой момент.

В этой статье мы рассмотрим некоторые опасности, которые могут угрожать Вашему бизнесу, а также обозначим методы их эффективной нейтрализации. В настоящее время можно выделить три группы часто встречающихся угроз:
агрессия или просто негативная политика со стороны недобросовестных конкурентов и партнеров. Например, т.н. "черный" PR, о котором мы рассказывали в прошлой статье;
недружественное внимание гос. структур, порой инициированное конкурентами. Это большая сложная тема, которую мы рассмотрим в следующих публикациях;
нелояльность персонала, криминал, негативные тенденции в политике и экономике.

Для того, чтобы во всеоружии встретить час, когда одна из этих угроз решит проверить Вас на прочность, необходима эффективная система экономической безопасности Вашего бизнеса. Для ее создания необходимы определенные информационные возможности, технологии и ресурсы. Тезис "знание-сила" в наше время актуален, как никогда прежде.

В то же время, без информационной поддержки Вы оказываетесь вынуждены действовать наугад, не представляя толком, откуда исходит опасность, а значит лишаетесь возможности подготовить адекватные меры по ее устранению.

Итак, систему безопасности условно можно разделить на два блока — это группа надежных источников информации и аналитическая служба, которая сможет обработать поступающие сведения. Как ни печально, но в большинстве компаний этим вопросам уделяют преступно мало внимания, что значительно облегчает задачу агрессору в лице, например, рейдеров.

Спросите себя — в Вашей фирме существует практика проверки потенциальных партнеров? В какой мере реализуется информационный интерес к персоналу? Если оба ответа отрицательные, необходимо срочно принять меры для изменения этой ситуации. Можно возразить, что создание системы безопасности стоит немалых денег и это будет совершенно справедливо. Однако, опыт показывает, что эти траты многократно окупаются в будущем и речь идет не столько о получении прямой прибыли, сколько о предотвращении огромных финансовых и репутационных потерь. Нередки случаи, когда вовремя поступившая и правильно истолкованная информация предотвращала потенциально опасные сделки и, напротив, спасала очень выгодные контракты. Кроме того, создав такую систему, можно сделать и следующий шаг, инициировав организацию конкурентной разведки.

Особое внимание следует уделить кадровым вопросам, т.н. "текучка кадров", нелояльность персонала, снижение мотивации — все это ведет не только к растратам и кражам офисного имущества, но и к утечке важной информации, подрыве эффективной работы компании изнутри. В этом вопросе первостепенное значение имеет профилактика, т.е. создание  системы, при которой любое злоупотребление будет тут же обнаружено и жестко пресечено. Сотрудники должны получить четкое представление о том, что любой их враждебный шаг в отношении компании обернется мгновенным возмездием, конечно же, в рамках соответствующих норм действующего законодательства. Так или иначе, но кадровый отдел должен работать в тесном контакте со службой безопасности.

Разберем этот аспект деятельности компании подробней. Персонал можно разделить на три основных категории — топ-менеджеры, руководители подразделений и рядовые работники. Для каждой из этих групп необходимо выработать свою методику проверки при приеме на работы. Очевидно, что для простых исполнителей процедура может быть относительно простой — на первое время достаточно будет выяснить наличие судимости и опыта административных правонарушений, обязательна беседа с представителями службы безопасности (желательно психологами), которые могут установить наличие у кандидата наклонностей противопоказанных для должности, на которую он претендует. По мере возрастания ранга, возрастает серьезность уровня проверки.

Впрочем, даже сквозь мелкое сито отбора при приеме на работу могут просочиться потенциально опасные для компании люди. Не говоря уже о том, что в ряде фирм, политика руководства по отношению к сотрудникам провоцирует последних на утрату лояльности, вплоть до полного отторжения интересов компании.

Лояльность персонала — одна из центральных проблем обеспечения безопасности. Можно взять на работу профессионала высочайшего уровня, по всем психологическим тестам позитивного и лояльного специалиста и через некоторое время получить неожиданные проблемы. Мы хотим особенно обратить Ваше внимание на то, что никакие системы безопасности не помогут, если в компании существует неблагоприятный психологический климат, агрессивное давление на персонал, если все системы проверки и контроля выстроены так, что оскорбляют и озлобляют работников. Политики "кнута" мало, более того, без "пряника" она начинает работать Вам во вред. В худшем случае, это может грозить последующей ликвидацией фирмы.

Преданность компании напрямую зависит не от одинаковой униформы или утреннего пения гимнов с ежемесячными "тимбилдингами", но от условий работы, уровня материального вознаграждения, перспектив карьерного роста и атмосферы взаимоуважения в коллективе. Если эти факторы присутствуют в деятельности компании, то как показывает практика, работники склонны закрывать глаза и на порой экстравагантное поведение, которое позволяют себе многие руководители, и на слишком навязчивое внедрение "корпоративной культуры". Даже видимый контроль над их рабочей деятельностью воспринимается не в штыки, а как понятная и необходимая часть рабочего процесса.

В том случае, когда основной упор в непростом деле формирования и поддержки лояльности компания делает на репрессивных методиках, перед работником, имеющим низкий уровень оплаты труда, возникает своеобразная альтернатива. В одном случае, это известный вариант " вы делаете вид, что вы платите, мы делаем вид, что мы работаем", в другом — возникает желание извлечь личную прибыль из деятельности фирмы, путем краж или продажи информации конкурентам. Разумеется, основная масса людей продолжает честно исполнять свои обязанности, но согласитесь, - достаточно будет одной информационной утечки, которая приведет к провалу очередной бизнес-операции, чтобы в будущем относится к вопросу лояльности персонала более внимательно.

Для нейтрализации угрозы "слива" важных сведений на сторону, мы рекомендуем использовать нередкую уже практику заключения специального соглашения о неразглашении сведений, которые имеют прямое отношение к деятельности фирмы, как в ходе работы, так и после увольнения.

Важный аспект создания службы безопасности — это организация ее взаимоотношений с руководством фирмы. Важно помнить, что данная служба является всего лишь инструментом, так что огромное значение имеет в чьи руки он попадет. Главная ошибка многих руководителей — замыкание деятельности этого подразделения на одного из своих замов. В первую очередь это приводит к тому, что информация, поступающая на стол руководителя, чаще всего искажается в угоду интересов его заместителя. Одновременно служба безопасности становится прекрасным прикрытием для различных махинаций. Вы можете делегировать своим помощникам самые разные функции, но помните — безопасность компании должна быть исключительно в Ваших руках, кроме того, даже в кризисные периоды, данное подразделение — последнее, на котором можно экономить. Реорганизация фирмы, в части формирования правильных отношений руководства со службой безопасности - это важнейший аспект грамотного ведения бизнеса.

Напоследок еще один совет — старайтесь придерживаться золотой середины, не быть излишне либеральным и не провозглашать себя диктатором. Простой пример — излишне усложненный доступ к секретной информации часто приводит к тому, что сотрудники сохраняют ее в самых неподходящих и не защищенных местах, для того, чтобы избежать массы сложных, забюрократизированных телодвижений, сопутствующих ее получению. И, наоборот, при отсутствии какого бы то ни было контроля, любые секреты и коммерческие тайны тут же становятся достоянием тех, кто готов за них платить.

© ООО "Реги" 2008 - 2011 Все права защищены
Телефоны — (495) 972-15-70, (905) 740-66-73. Для электронных писем — firma@regy.ru
Разработка и продвижение сайта — ООО «Дельфин»